не знаю куда положить , вообщем опять про основной постулат гана ! по просьбам телезрителей
основа - импульс любого рода преобразуется в переодическое либо ритмическое движение ,
далее открываем вику и читаем все что связанно с периодом и ритмом , это для тех кто хочет сам во всем разобраться ,для остальных читаем текст ниже
Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Также может выступать в качестве формы самостоятельного произведения.
Содержание
1 Роль в произведении
2 Классификация
2.1 По тональному строению
2.2 По степени расчленения
2.3 По тематизму
2.4 По масштабу
3 Примечания
Роль в произведении
По поводу роли периода в произведении существует две точки зрения. Приверженцы первой утверждают, что период может рассматриваться только как составная часть более крупной формы. Вторая точка зрения заключается в том, что период может быть законченной формой небольшого одночастного произведения. В пользу второй точки зрения говорит тот факт, что период включает все логические функции — экспонирование, развитие, замыкание. Строению периода присуще устойчивое окончание, чаще всего — это полный совершенный каданс.
Классификация
По тональному строению
Однотональный,
модулирующий — оканчивающийся в новой тональности ,
модуляционный — содержащий отклонение в новую тональность.
По степени расчленения
Расчлененного строения,
cлитного строения.
По тематизму
Повторного строения,
неповторного строения.
По масштабу
Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;
неквадратный — число тактов ? 2n. Различают следующие виды неквадратных периодов:
с дополнением — после полного совершенного каданса вводятся один или несколько дополнительных кадансов;
с расширением — предполагавшийся полный совершенный каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже;
органическая неквадратность — сам материал не укладывается в схему квадратного периода, например, начальный период Largo e mesto сонаты для фортепиано № 7 Бетховена.
Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности.
Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.
Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот (эта нота звучит дольше той в 2 раза, а эта — в 4 раза короче и т. д.).
Ритм, метр и темп: различия
Ритм, метр и темп — понятия разные.
Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, еще более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли.
По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки.
Длительность нот можно задать в относительных единицах (мельчайших клеточках): этот звук — отрезок длиной в 4 клетки, а этот в 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков и есть ритм.
Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.
Пример с миллиметровкой очень нагляден и абсолютно верен с точки зрения математического подхода к изучению предмета музыкального метра. Но в исполнительской практике приходится учитывать то, что следование подобной (сугубо математической) логике при изучении ритмической стороны нотного текста, ведёт к искажению содержательной стороны музыкального произведения, где в большинстве случаев не длинная нота составляется путём суммирования какого-то кол-ва мелких пульсаций, а как раз наоборот, мелкая длительность возникает как результат деления на части более крупной.
Лишь в особых случаях (например при синкопировании) наиболее крупные «линии» метрической сетки могут просвечивать сквозь длинные ноты (или длинные паузы), создавая впечатление поделённости их на несколько частей...
Также метр можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты).
Содержание
1 Ритм и метр — различия
2 Метр и размер
3 Простые метры
4 Сложные метры
5 Примеры разных размеров темпов
6 Ссылки
Ритм и метр — различия
Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он может существовать лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается отношением длительностей реально звучащих звуков (нот). Ритмический рисунок образуется делением долей на равные или неравные части.
Впрочем, довольно часто метр проявляется и явно, то есть, например, метрические акценты часто не воображаемые, а реальные и слышимые, хотя вообще говоря это, конечно, частный случай ритма, возможный при данном метре, в общем же случае верно сказанное выше.
Следует добавить, что метр в нотной записи может быть сравнительно условным, то есть исполнитель может в своей интерпретации допускать некоторое отклонение от формально записанного метра для более тонкого выявления ритма.
Метр и размер
Метр и музыкальный размер — почти одно и то же. Почти всегда, когда употребляют слово «метр», его можно заменить на «размер». Однако есть различие — размер, в отличие от метра, задает относительную длительность каждой доли. Например, размер «3/4» говорит о том, что в такте будет 3 доли, и длительность каждой доли — одна четвертная ноты. Можно сказать, что размер — «числовое» представление метра с указанием длительности каждой доли, использующееся в нотных обозначениях.
Простые метры
Простые метры — это двудольные или трёхдольные метры, имеющие одну сильную долю (акцент): «1/2» или «1/3».
Двудольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через одну долю (состоит из одной сильной доли и одной слабой). Эти метры выражают такие размеры, как «2/2», «2/4» и «2/8».
Трёхдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через 2 доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). Эти метры выражают такие размеры, как «3/2», «3/4», «3/8», реже встречается «3/16».
Сложные метры
Сложные (составные) метры — метры, полученные при слиянии двух и более простых метров. Благодаря этому сложный размер может иметь несколько сильных долей, количество которых соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.
Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной. А доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.
Наиболее часто используемые сложные размеры для выражения сложных метров:
четырёхдольные («4/4», «4/2» и редко «4/8»);
шестидольные («6/4», «6/8» и редко «6/16»);
девятидольные («9/8» и редко «9/4» и «9/16»);
двенадцатидольные («12/8» и редко «12/16»).
Можно использовать и другие размеры, строгих правил по этому поводу не существует. Однако, людям будет сложнее воспринимать такую музыку, к тому же написать её и сыграть тоже будет сложнее.
Примеры разных размеров темпов
Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. В масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равна 2 секунды. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде.
Пример с миллиметровкой очень нагляден и абсолютно верен с точки зрения математического подхода к изучению предмета музыкального метра. Но в исполнительской практике приходится учитывать то, что следование подобной (сугубо математической) логике при изучении ритмической стороны нотного текста, ведёт к искажению содержательной стороны музыкального произведения, где в большинстве случаев не длинная нота составляется путём суммирования какого-то кол-ва мелких пульсаций, а как раз наоборот, мелкая длительность возникает как результат деления на части более крупной.
Лишь в особых случаях (например при синкопировании) наиболее крупные «линии» метрической сетки могут просвечивать сквозь длинные ноты (или длинные паузы), создавая впечатление поделённости их на несколько частей...