я иудей.и придерживась других канонов.с ув
Рождение не является началом, а смерть - концом жизни души. Согласно Кабале - мистическому учению иудаизма, до рождения человека душа его обитает в Верхних Мирах и воспринимает Божественный свет. Когда человек рождается, душа его опускается в наш мир, чтобы выполнять то, что поручает ей Всевышний. Затем, после смерти, душа снова возвращается в Верхние Миры, где опять наслаждается Божественным светом - в соответствии с тем, насколько хорошо она выполнила порученное ей.
Однако за время жизни в этом мире человек, кроме добрых поступков и служения Всевышнему, совершает обычно также много неправильного и плохого. Поэтому его душа не может сразу вернуться в Верхние Миры; она должна предварительно очиститься. Вообще говоря, душа после смерти в конце концов попадает в Мир Грядущий ("Сад Эденский", еврейский аналог понятия "рай"), но по пути туда душа должна "искупить" дурные поступки, совершенные ею в этом мире. Это очищение называется в еврейской мистике квисат hа-нефеш (букв. "стирка души"): подобно тому как загрязнившуюся одежду необходимо почистить и постирать, чтобы возвратить ей первоначальную чистоту и великолепие, так и душу следует очистить от ошибок и преступлений, в которых она повинна.
В процессе очищения душа испытывает страдания. Эти страдания являются, возможно, осознанием неправильности многого из того, что человек сделал в этой жизни. Процесс очищения, муки души после смерти традиционно уподобляются огню.1 Некоторые еврейские источники говорят, что это огонь стыда,2 который жжет душу, когда она видит все то плохое, что было совершено ею в нашем мире, и последствия, к которым это привело в Верхних Мирах. Эти муки совести так тяжелы потому, что, с одной стороны, отделившаяся от тела и свободная от ослеплявшего ее ранее дурного побуждения душа теперь видит все, что она сделала, ясно и объективно; с другой стороны, она уже бессильна что-либо изменить.