«НАШ ИСХОДНЫЙ ПУНКТ – ЭТО ТОТ ФАКТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ СЕБЯ, ЧТО ОН НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ОН НЕ ТО, ЧЕМ МОЖЕТ И ДОЛЖЕН БЫТЬ».
Ученику нужен учитель
Ученик – тот, кто пережил опыт «пробуждения», но не способен самостоятельно двигаться дальше. Задача учителя – обеспечить ученику условия получения опыта конфронтации между сущностью (его подлинным «Я») и личностью (совокупностью его «псевдо-Я»). «Личность – случайная вещь, – считал Гурджиев. – Это как одежда, которую вы носите; результат вашего воспитания, влияний вашего окружения…» Учитель – тот, кто подчинил свою личность своей сущности, имеет подлинное «Я» и собственную волю. Учитель – необходимое условие внутреннего развития ученика. Оно предполагает преодоление таких черт обычного состояния, как ложь, диалектическое мышление, избыточное говорение, воображение, неспособность любить и, наконец, отрицательные эмоции. В работе с учениками Гурджиев использовал, в частности, эннеаграмму