Доброго всем времени!
За последние дни постоянно всплывают вопросы "что да как?" в отношении получения системных результатов и, следовательно, знаний.
В самом начале этой ветки давал базовый материал по математическому моделированию. Видимо, как обычно - скачано и заброшено "в долгий ящик". Что ж, придется несколько расписать вообще сами принципы построения научного исследования.
Итак. Как правило, выделяется четыре этапа исследования:
1. Подготовительный. а) Формулировка задачи (проблематика и цель исследования, как конечный желаемый результат). Выделяют следующие виды целей исследования:
- Определение характеристик явления;
- Выявление взаимосвязи явлений;
- Изучение динамики явления;
- Описание нового феномена, эффекта;
- Обобщения (выведение более общих закономерностей, чем известные на данный момент, введение новых понятий, новых определений, расширение значения терминов, расширение области определения понятия);
- Создание классификаций, типологии;
- Создание новой методики;
- Адаптация методики.
б) Выдвижение гипотезы (вариант ответа заключен в проблематике исследования, следует учитывать правдоподобность или вероятность, а также доступность для проверки). Гипотеза - (греч . hypothesis - основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Экспериментальная гипотеза выдвигается для решения проблемы методом экспериментального исследования. Формулируется в виде высказывания типа: "Если..., то...".
в) Выбор методов и их сочетания. Так же следует учитывать "размерность выборки" для получения достоверных в статистическом плане данных. Объективность, валидность и нейтральность критериев по отношению к исследуемым явлениям.
Это самый важный этап в исследовании. 2. Исследовательский. Сбор фактических данных с помощью разных методов.
Серии "тестов".
3. Обработка данных. Количественный и качественный анализ данных исследования:
- анализ каждого зафиксированного факта;
- установление связей "факт - гипотеза";
- выделение повторяющихся фактов;
- Вариационно-статистическая обработка (при необходимости, составление таблиц, построение графиков и пр.).
Любой показатель, взятый изолированно, без проведения содержательного анализа, без сравнения с другими, малоинформативен. Все познается в сравнении явлений, при сопоставлении различных фактов, - устанавливаются их общие черты и признаки, отмечаются противоположности и/или противоречия.
Можно:
1) Сравнивать, когда имеют место одноименные явления. Сравнивать информацию или абсолютные величины.
2) Сопоставлять, когда явления разноименные. Могут быть выделены следующие сопоставления:
- между целым и частью;
- между процессами и источниками их осуществления;
- между явлениями, находящимися в определенных причинно-следственных зависимостях.
Вид сопоставления определяется исходным материалом.
Так, наличие частей и целого ведет к их сопоставлению и получению удельного веса.
Важной задачей качественного анализа является
приведение к единому уровню сопоставления информации, полученной различными исследовательскими методами.
4. Интерпретация данных и формулировка выводов. Установление правильности или ошибочности гипотезы исследования.
Простое накопление фактов не дает прироста научных знаний, если не сопровождается вдумчивым и всесторонним анализом. Качественный анализ строится на «методологическом фундаменте». Анализ исходит из реальных жизненных фактов, всестороннего рассмотрения их связей. Факты должны быть подвергнуты проверке на достоверность, представительность и надежность; сопоставлены с соответствующими статистическими показателями и наблюдениями.
В ходе
качественного анализа результатов исследований выявляются причины возникновения того или иного явления, вскрываются его существенные свойства, устанавливаются тенденции развития, определяются противоречия функционирования.
Продукт качественного анализа — теоретическая модель изучаемого явления, научно обоснованные выводы.
В конечном итоге главенствующую роль играет правильная и корректная формулировка задачи (проблематика, цели и гипотеза) и выбор методов исследования.
На любом этапе возможен возврат в первый пункт и пересмотр проблематики и методологии.
с уважением,
Сергей