Здравствуйте!
Любопытная книга
Святский Д. О. - Астрономия Древней Руси (оригинал тут,
https://vk.com/doc356899293_437463184, порядка 75МБайт, прицепить во вложении нет возможности)
Небольшие выдержки, о представлении нашими предками мироустройства.
Кругов небесных девять. «Первый тот, што нет у нем звезд, а другой под тым, а у нем же 12 домово задейных, а уси иные звезды у том же; а седм планит, каждаа у своем небе. Первая планита Крон; под тою же Зевес, а под тою Аррис, под тою солнце, а под тою Авфродис, а под тою Ермис, а под тою Луна, она же меньшей усех... Земля бо у самой середине неба, а не выходит николиже из местьца своего... Уси же небеса один ув одном, как цибуля (украинское название лука, слоистости которого уподобляется концентрическое расположение сфер Птолемея)... А под кругом задейным (зодиакальным) ходят семь звезд переходных (планеты). Крон (Сатурн) обыиходит зодияка за 30 лет, Зевес (Юпитер) за 12, Аррис (Марс) за 2 года, солнце за 365 ден и за четвертую долю дня, Афродит же (Венера) и Ермис (Меркурий) яко солнце, Луна за семь и за 20 ден и за восемь годин (часов) путем близким... Имена же задеям си суть: Овен, Юнець (Телец), Близнец, Рак, Лев, Дева, Ярем (Весы), Скоропиа, Стрелець, Козий рог, Водолий, Рыбы. А всякаа задея делится на 30 степей (градусов), каждаа степень на 60 дробниць (минут), а каждаа дробница на 60 уторых (секунд), а каждый уторый на 60 третих (терций)...».
Другой не менее любопытный вопрос, - древнерусское часосчисление. Вопросом о том, как считали часы и что подразумевали в Древней Руси под словом «час», занимались два исследователя - Д.Прозоровский и Н.В.Степанов. Последний полагает, что
слово «час» заимствовано от арабского thang - время/и в древние времена означало просто «краткий момент» без отношения его ко времени дня и ночи: «час смертный», «час прощения», «пришел час смерти». В этом смысле слово «час» употребляется и поныне. Когда русский человек говорит «сейчас», он разумеет непосредственность исполнения. Скончался «в одночасье» означало мгновенную, скоропостижную смерть. Для выражения же понятия промежутка времени в Древней Руси употреблялось другое слово - «год» или «година».
Слово «год» в смысле периода в 12 месяцев лишь с XVI в. стало обозначать это понятие, раньше же для этого употреблялось слово «лето». Таким образом, у летописцев мы встречаем следующие определения времени: «год обедни», «год молитвы», «год Луны», «год» в смысле «лета», «обед год» и т. д. «От года до года» (см. выше выражение Кирика) означало: «через некоторый определенный промежуток времени».
Итак,
в словаре у русских оказалось два слова для обозначения времени - час и год, или година. В древних переводах библии и других книгах греческое слово ога, или латинское hora, имевшее значение часа, переводилось, по-видимому, и словом «час», и словом «год». Лишь впоследствии, когда русские освоились с элементами суточного движения звезд и с часами как с прибором, слова час и год стали выражать разные понятия.
Благодаря чтению библии и знакомству с богослужебными книгами, пришедшими из Византии, передовые люди Древней Руси знали, что час есть 24-я часть суток, 12-я часть дня или ночи, и что полночь или «куроглашение» бывает на исходе 6-го и в начале 7-го церковного часа ночи, а полдень или «обед год» на исходе 6-го и в начале 7-го церковного часа дня. По положению Солнца относительно полудня определялся «год литургии», «год вечерни». По книгам выходило, что «год обеден» соответствовал 4-3-му часу дня, «год вечерен» 10-11-му часу дня. До XIII в. остальные промежутки времени определялись на глаз. Возможно, что дуга, которую оставалось пройти Солнцу по небу, от момента начала обеден до наивысшего его положения над горизонтом, мысленно делилась некоторыми «хитрецами» на глаз, на четыре равные части, и час определялся перемещением Солнца по этой дуге. Возможно, что перемещение ночью звезды на дугу, равную этому «часовому» перемещению Солнца, создавало у этих «промузгов» представление о часе ночью. Таким образом, изредка встречающиеся в летописях древнейшие указания на часы дня и ночи поставлены просто по соображениям летописцев, которые отсчитывали их от полуночи (6-7 часов ночи) или полудня (6-7 часов дня).
Такой счет часов предполагал деление суток на 12-часовой день и 12-часовую ночь; однако это противоречило данным непосредственных наблюдений о неравенстве дней и ночей в разные сезоны. Отсюда, вероятно, возник обычай производить «отдание ночных и дневных часов», откуда идут встречающиеся выражения «благовестить в отдачу дневных часов ко всенощной» и т. п. Вероятно, эта «отдача часов» производилась 12 ударами в колокол, откуда люди, невзирая на то, было ли Солнце над горизонтом или уже скрылось, заключали, что кончаются дневные часы, начинается 1-й час ночи. Когда же на Руси появились механические часы, то их стали заводить приблизительно по Солнцу, в полдень, ставя стрелку их на 7 часов и заставляя отбивать семь ударов.
Существует трое небес: эмпирейское, неподвижное, самое высшее, кристальное, движущееся с неизреченной скоростью, и твердь, разделяющаяся на два пояса, первый - звезд неподвижных, а второй - планет. Планетное небо разделяется на семь кругов или поясов, по числу планет, известных тогда (Крон - Сатурн, Дей - Юпитер, Ар - Марс, Солнце, Афродита - Венера, Ермий -Меркурий и Луна). Симеон исчисляет 80 тем (тысяч) миль от земли до тверди, а от верха земли до эмпирейского неба так далеко, что если ехать туда со скоростью 80 миль в час, то времени понадобится 50000 лет. Звезды описываются так: «Веществом чисты, образом круглы, количеством велики, явлением малы, качеством светлы, дольних вещей родительны». Планеты, по местоположению, ниже звезд, иногда они ходят по одному пути со звездами, а иногда по противоположному. Самая малейшая звезда в 80 раз больше Земли, а следующая по величине звезда превосходит пространство Земли в 170 раз. Солнце в 166 раз больше Земли, Луна же в 30 раз меньше. Всякий час Солнце совершает 7160 миль, из которых каждая требует человеческой ходьбы два часа. Земля представляется круглою, черною, тяжелою, холодною. Она кентр (центр) всего мира, мрачна и заключает внутри себя ад. Землетрясение происходит от терзания заключенных в нее духов.
В книге написано много всего, интересного и познавательного (для тех, кто любит и ценит историю)
Василий