Доброго всем времени!
Как видно, при желании можно найти в наше время кучу материала на данную тему. Но предлагаю чутка разобраться в самой музыке. И начнем, как говорится, с конца, а не с начала...
Откуда появился 12-полутоновоый ряд, который используется в настоящее время? В период с 1722 по 1744 годы Иоганн Себастьян Бах издает цикл произведений, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название: «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги
во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом - в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки» (выделение моё).
Этот цикл имел очень важное значение в связи с переходом
на системы настройки инструментов, позволяющие одинаково легко исполнять музыку в любой тональности - прежде всего, к современному равномерно темперированному строю.
Под настройкой музыкального инструмента понимают установление высоты звуков, а также соотношений между высотами разных звуков, извлекаемых из данного инструмента. Настройка производится, например, путем придания струнам инструмента разного натяжения – и, соответственно, изменения частот их колебаний;
Важно понимать, что во время Баха
не существовало современных клавишных инструментов (клавиров), таких как рояль. Клавишные инструменты (клавиры) того времени – это клавесин, клавикорд и орган, и настраивались они иначе, чем современные.
Название «Хорошо темперированный клавир» предполагает использование клавишного инструмента, настройка которого позволяет музыке звучать
одинаково хорошо в разных тональностях. Такой настройкой, например, является
используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй. Во времена Баха были распространены другие системы настройки. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а некоторые музыкальные приемы создавали впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Таким неравномерным строем являлся, например, известный со времен античности
"пифагоров строй".
Использование
неравномерных строев накладывало на музыку той эпохи серьезные ограничения, но попытки создания более "правильных" способов настройки предпринимались уже долгое время.
Считается, что первый равномерно-темперированный строй создал в 1584 году китайский музыкант, математик и астроном Чжу Цзай Юй [р. 1536]. Идея равномерной темперации Чжу Цзай Юя каким-то образом стала известна в Европе. Впервые она упоминается в неопубликованных трудах голландского математика Симона Стевина (1548-1620).
Собственно, вот такая история появления четкого деления звукоряда на 12 полутонов.
Но как бы мы не настраивали инструмент, исторически центральной взаимосвязью стала
квартово-квинтовая, продиктованная расположением обертонов натурального звукоряда всех музыкальных звуков. Звуковая система на ее базе называется диатоникой, она включает в себя
семь ступеней (в пределах октавы), которые могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоника составляет основу ладового мышления в европейской музыке. Если от каждой ступени гаммы выложить новую последовательность звуков строго по ее ступеням, замыкая ее по необходимости первыми ступенями, можно получить новые параллельные структуры. Лады с такими звукорядами (гаммами) также строго диатоничны, и носят название
натуральных, естественных - это монодические (используемые для построения мелодий) лады европейской народной музыки, практикуемые и в профессиональной музыке. При этом в семиступенных ладах имеются определенные тяготения, когда ноты тяготеют к так называемому "тональному центру" и, относясь к определенной ступени лада, могут разрешаться только в соответствующие гармонически. Подобного тяготения не наблюдается в пентатонике, которой не свойственны острые ладовые тяготения, тональный центр не определен и его функцию может выполнять любой из пяти звуков - отсюда равноправие пяти параллельных пентатоник.
Вот такой краткий экскурс в теорию музыки. Что имеем по итогу. Чтобы все инструменты оркестра звучали, они должны следовать системе ХТК... Но сами мелодии строятся по ладовой системе, - самой распространенной является семиступенная система.
Таким образом, мы можем рассматривать 12 знаков зодиака как хорошо темперированную шкалу, а планеты септенера как ступени определенного лада.
с уважением,
Сергей